ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «История традиционных религий России»
для обучающихся 8 классов составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на уроках «Истории
традиционных религий России» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- выявлять и исследовать проблемы в современной духовнонравственной культуре России. Познакомятся с историей религиозного
вопроса в советский и постсоветский периоды истории России.
- систематизировать материал из разных источников по духовнонравственной культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера,
менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт,
этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни,
коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет,
традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное
общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная
миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовнонравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе
исторического развития страны;
- сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с
духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в
духовно-нравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические
особенности России повлияли на характер её народов, выработали
уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою
самобытность и одновременно ощущать себя частью единого
многонационального народа Российской Федерации
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности,
духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных
странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в
научной деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной
духовной культуры в современных условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел 1. Научные подходы к исследованию религии
1.1. Религия в нашей жизни.
1.2. Научный подход к исследованию религии. Религиоведение.
Итого по разделу:
Раздел 2. Зарождение религии
2.1. Ранние формы религии.
Итого по разделу:
Раздел 3. Религии древнего мира.
3.1. Древневосточные религии (Египет, Междуречье, Индия,
Китай)
3.2. Религии Древней Греции и Рима.
3.3. Генезис мировых религий. Религиозный синкретизм.
Итого по разделу:
Раздел 4. Иудаизм
4.1. Основные фигуры и идеи иудаизма.
4.2. Священное писание иудаизма в жизни еврейского народа.
Количество часов
Всего часов
Практические
работы
1
1
2
1
1
5
2
1
8
2
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Итого по разделу:
Раздел 5. Христианство.
5.1. Возникновение христианства. Фигуры Христа и апостола
Павла. Новый Завет, Библия.
5.2. Христианство как мировая религия: культурная,
социальный и политическая роли религии. Конфессии.
5.3. История христианства в России.
Итого по разделу:
Раздел 6. Ислам.
6.1. Возникновение ислама и фигура пророка Мухаммеда.
6.2. Основное содержание Корана.
6.3. Течения в исламе. Исламское право (шариат) и праздники.
Итого по разделу:
Раздел 7. Буддизм.
7.1. Учение Гаутамы Будды, основные идеи буддизма.
7.2. Распространение буддизма в мире.
Итого по разделу:
Раздел 8. Традиционные религии России.
8.1. История религий в России.
8.2. Религия и культура
8.3. Этноконфессиональная картина Урала и Екатеринбурга
Итого по разделу:
Раздел 9. Религия в XXI веке.
9.1. Религия в современном мире.
3
2
4
1
7
1
1
1
3
1
1
2
3
1
1
5
1
9.2. Российское законодательство в сфере религии.
9.3. Значение религии для культуры и цивилизации.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
3
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
Религия в нашей жизни. Культурная и
историческая роль религии. Научный подход к
исследованию религий. Методы религиоведческих
исследований.
Многообразие определений религии.
Классификация религий. Понятие национальных и
мировых, традиционных и новых религий.
Зарождение религии в первобытную эпоху. Ранние
формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм.
Шаманизм в духовной культуре традиционных
народов России.
Религии Древнего Египта. Политеизм.
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
06.09.2023
1
13.09.2023
1
20.09.2023
1
27.09.2023
5
6
7
8
9
10
11
Антропология. Идеи правосудия, загробной жизни
и бессмертия. Жречество и храмовое зодчество.
Религии Междуречья. Космогония. Идея
божественного закона. Астрология. Эпос о
Гильгамеше.
Религии Древнего Китая. Конфуцианство. Ритуал
и долг. Божественная власть императора. Даосизм.
Единство и борьба противоположных начал (дао,
инь, ян).
Религии Индии. Ведийская религия и индуизм.
Концепция воздаяния (карма), круга перерождения
(сансара), долга (дхармы) и жертвоприношения
(яджня). Аватары бога.
Зороастризм. Дуализм добра и зла. Свобода
выбора. Эсхатология.
Мифология Древней Греции. Теогония. Мистерии
и культы. Культурный герой. Концепция судьбы и
возмездия. Греческий эпос, театр и мифы.
Философское осмысление мифологии.
Скептицизм.
Мифология Древнего Рима. Социальная функция
религии. Стоицизм. Обожествление человека.
Генезис мировых религий. Мифология
эллинистического мира. Религиозный синкретизм.
Гностицизм как первая мировая религия.
1
04.10.2023
1
11.10.2023
1
18.10.2023
1
25.10.2023
1
08.11.2023
1
15.11.2023
1
22.11.2023
12
13
14
15
16
17
18
Истоки авраамических религий. Монотеизм
древних иудеев. Концепция бога-творца, завета,
греха, пророка, божественного откровения,
богоизбранного народа, заповеди, спасения.
Священное писание иудаизма - Тора. Структура
ТаНаХа. Центральные фигуры библейского
иудаизма: Адам, Авраам, Моисей, Давид,
Соломон. Еврейские праздники.
Разрушение храма и расселение евреев. Диаспора.
Раввинистический иудаизм. Синагога. Проблема
антисемитизма. Сионизм. Образование
государства Израиль.
Происхождение христианства. Фигура Иисуса
Христа. Евангельские истории. Новый Завет.
Раннее христианство. Причины гонений на
христиан в Римской империи. Фигура Апостола
Павла и ее значение для распространения новой
религии.
Вселенские соборы, основные догматы
христианства, борьба с ересями, формирование
канона писания. Символ веры. Христианская
картина мира.
Христианство как государственная религия
Римской империи. Структура церкви.
Христианство как мировая религия.
1
29.11.2023
1
06.12.2023
1
13.12.2023
1
20.12.2023
1
27.12.2023
1
10.01.2024
1
17.01.2024
19
20
21
22
23
24
25
26
Основные христинаские конфессии: основные
различия между православием, католицизмом и
протестантизмом. Исторические вехи.
Христианство в европейской культуре.
Религиозное искусство. Праздники. Религия и
политика, экономика, право, наука.
Христианство в России: крещение Руси, раскол,
реформы Петра, советский период, новейшая
история РПЦ.
Возникновение ислама. Фигура пророка
Мухаммеда. Абсолютный монотеизм. Пять
столпов ислама.
Священная книга ислама - Коран. Общая
характеристика, структура, основные идеи.
Значение Корана в мусульманском мире.
Основные течения в исламе. Сунна и нормы
шариата в исламских странах. Мусульманские
праздники.
Возникновение буддизма. Учение Гаутамы Будды,
первые проповеди. Концепции нирваны и
сострадания.
Распространение буддизма в странах ЮгоВосточной Азии. Особенности тибетского
буддизма. Буддизм в России.
1
24.01.2024
1
31.01.2024
1
07.02.2024
1
14.02.2024
1
21.02.2024
1
28.02.2024
1
06.03.2024
1
13.03.2024
Иудаизм в России: история и настоящее.
История ислама в России.
История буддизма в России.
Религия и русская культура: живопись, музыка,
литература.
31
Этноконфессиональный состав Урала и
Свердловской области. Религия в Екатеринбурге.
Религиозный ландшафт нашего города.
32
Религия в XXI веке. Внеконфессиональная
религиозность в современном мире. Религиозные
суеверия, элементы древних религий в
современной культуре.
33
Закон о свободе совести и о религиозных
объединениях. Российское законодательство и
проблемы современных религий.
34.
Основные функции религии. Значение религии для
общечеловеческой культуры. Споры о будущем
религии.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
27
28
29
30
1
1
1
1
20.03.2024
03.04.2024
10.04.2024
17.04.2024
1
24.04.2024
1
08.05.2024
1
15.05.2024
1
22.05.2024
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Религиозные культуры народов России: 8 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбакян
Е.С., Федоров О.Д. – М.: Просвещение, 2020.
Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по
религиоведению (под ред. профессора Яблокова И.Н.)– М.: Гардарики, 2000.
– 536 с.
Лебедев, В. Ю. История религий / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А.
Ю. Григоренко ; под редакцией В. Ю. Лебедева, А. М. Прилуцкого. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 456 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) «Сто вопросов о религии»
включает 5 учебных фильмов хронометражом 40 минут каждый по темам:
«Кто есть Бог?» (Православие, буддизм, иудаизм, ислам),
«История религии» (Православие, буддизм, иудаизм, ислам),
«Священные книги» (Православие, буддизм, иудаизм, ислам),
«Какими словами люди обращаются к Богу?» (Православие, буддизм,
иудаизм, ислам),
«Храмы» (Православие, буддизм, иудаизм, ислам).