Медицинский кабинет сегодня есть в каждой школе. Правильнее даже сказать, нет школы без медицинского кабинета, не должно быть: по закону, по логике жизни. Разница лишь в их качестве. Екатеринбургский лицей №12 расположен в двух зданиях, для начальной и средней школы, и имеет два медицинских кабинета.
- Не буду говорить, что они оборудованы по последнему слову техники, - рассказывает директор Любовь Кулева, - но здесь точно есть все необходимое; для процедур, как положено, организован отдельный кабинет. Недавно ремонт сделали, чистота, свежесть. Несколько лет работает у нас фельдшер Лидия Гараева, оказывает неотложную помощь, осуществляет профосмотры, занимается санитарно-просветительской деятельностью. Например, обнаружилась у одного ребенка кишечная инфекция, она выходит в классы, проводит профилактические беседы.
Самая же эффективная профилактика болезней, я считаю, - это правильный образ жизни и активные занятия спортом. В лицее два спортивных зала, футбольное поле с искусственным покрытием, хореографический кабинет - дети учатся танцам, ритмическим движениям с первого класса. Есть стрелковый кружок, который ведет Фаниль Саяпов, его посещают больше 30 человек, не только мальчики, но и девочки.
Главная же наша гордость - это тир, оснащенный всем необходимым для стрелковых тренировок: качественное освещение, вентиляция, отличная звукоизоляция, электронное управление мишенями. Пример того, как можно использовать подвальное помещение: не завалить старыми партами, а приспособить под полезное дело. Организация тира проходила под наблюдением профессионалов учебного центра «Вымпел». Теперь у старшеклассников здесь проводятся занятия по ОБЖ, теоретические и практические, подготовка к сдаче норм ГТО. 23 человека из школы сдали в прошлом году нормы «Готов к труду и обороне» по полной программе, включая стрельбу, на территории нашего тира проявляли свои стрелковые навыки также 120 человек со всего Верх-Исетского района. Значок ГТО сегодня можно приравнять к «знаку здоровья».
Каждый год участвуем в областных соревнованиях, которые проводит ОМОН, соревнуемся с учащимися Суворовского училища, сборными командами других учебных заведений Екатеринбурга: три года подряд держим первое место.
«Льдинка» не тает
Директор школы №64 Ленинского района Екатеринбурга Анна Бурмистрова скромна в оценке работы школы в направлении здоровьесбережения: «У нас все как положено. Просто делаем, что должно. Медицинский кабинет, фельдшер, контроль здоровья детей. Два спортзала. Более 20 лет действует спортивно-оздоровительный центр «Льдинка», расположенный в пристрое».
Однако именно эта школа известна в районе своими спортивными достижениями, ее команда становилась и победителем, и призером соревнований «Старты надежды». На ее базе неоднократно проводились тематические семинары регионального Института развития образования.
В кружках и секциях занимается около восьмисот человек из тысячи учащихся. Ребенок, переходя из класса в класс, имеет возможность попробовать себя в самых разных спортивных дисциплинах. Клуб «Льдинка» днем открыт для учеников 64-й, а вечером - для жителей микрорайона. Бывает, самые «спортивно озабоченные» дети уходят из школы поздно вечером в компании собственных родителей.
В феврале состоялся районный конкурс «Кадет-2016»: соревнования по рукопашному бою, строевой подготовке, знанию истории Вооруженных сил России. Лучшими стали восьмиклассники из 64-й Виталий Смольников и Константин Бернацкий, они занимаются в клубе на базе школы «Юный спасатель».
Особенностью физических занятий является то, что здесь нет сидящих на лавочках «освобожденных». Рядом с учебным заведением находится детская больница, школа с ней тесно сотрудничает. Детям с заболеваниями в лечебном учреждении составляют индивидуальные комплексы упражнений, которые они и выполняют на уроках. Движение, если оно просчитано на конкретного ребенка, не повредит, а только поможет.
Спорт учит дисциплине, самоконтролю, умению ставить задачи и решать их. Развивает лидерские качества и помогает утвердиться, в том числе тем, кто не очень успешен в учебе. Он делает человека сильным и здоровым душевно и физически.
Нескучно о правильном
Школа №57 комфортна по количеству учеников: здесь учатся 487 человек, удается сохранять одну смену и пятидневную неделю. Медицинский кабинет успешно прошел лицензирование, имеет право на проведение вакцинации собственными силами. Директор школы Татьяна Субботина считает: главное, чтобы в вопросах здоровьесбережения присутствовала система. Базой должно стать выполнение обязательных правил. Если же обязательное дополнить увлекательным, результат порадует всех. Зимой в школах Екатеринбурга вводился карантин по гриппу. В школе №57 процент заболевших был очень низким.
- Не боюсь повторить известные вещи, - говорит Татьяна Субботина. - Первое и основное: правильная организация уроков остается фундаментом сохранения здоровья детей, ведь в школе проходит значительная часть жизни ученика! Наша задача - в погоне за знаниями не нанести ущерб здоровью. Уроки физкультуры стараемся грамотно чередовать с интеллектуальными занятиями. Поработали головой - потрудитесь мышцами. Разнообразим динамические паузы: пальчиковая гимнастика, укрепление мышц руки, упражнения для ног, шеи, осанки. Дети особенно полюбили зарядку, когда она стала проходить вместе с известным шоуменом, капитаном команды КВН «Уральские пельмени» Андреем Рыжковым - «Зарядка со звездой». Диск с записью можно включить в любом кабинете.
Второе - участие в соревнованиях, которые представляют собой своеобразную спортивно-оздоровительную лестницу. Внутришкольный уровень: «Три богатыря», «Самый сильный», разновидности «Веселых стартов». Два раза в год - день здоровья. Районные и городские состязания - «Золотая осень», «Зарница», военная эстафета. С удовольствием участвуем во всероссийских мероприятиях «Кросс нации», «Лыжня России».
Третье - внеурочная деятельность, кружки и секции, особенно гордимся тем, что сохранили достаточное количество бесплатных спортивных секций: волейбол, баскетбол, мини-футбол.
Четвертое - привлечение родителей к здоровьесберегающим технологиям. На ежегодном родительском собрании был организован показ фильма о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, дежурил медицинский работник, который всем желающим измерял давление.
Пятое - наша изюминка. Педагоги школы участвуют в проекте «Разговор о правильном питании».
...Четвероклассники тянут руки, чтобы рассказать, какие продукты полезны:
- Фрукты, в них много витаминов! Овощи! Вместо конфет - курага или инжир, они сладкие и вкусные! Вечером - только кефир. За один раз можно съесть столько еды, сколько поместится в стакане, не больше!
Умные десятилетки уже способны поучить и своих родителей.
Действительно, полезной может быть не только пища, но и информация. И как хорошо, что она в привлекательной «обертке», как конфетка: красивые книжки и яркие рабочие тетради разложены в классе на специальном столике - «Формула правильного питания», «Правила, которые я должен выполнять, чтобы быть здоровым». Знания ребята получают, разгадывая кроссворды, рисуя любимые блюда, участвуя в конкурсах, в течение недели анализируя семейный рацион. В ход идут и театрализованные приемы: разыгрываются по ролям ситуации в столовой. Кто-то выступает в роли мудрой бабушки, кто-то чувствует себя строгой мамой, а кто-то берет на себя функцию мальчика Димы, еще не задумывающегося на тему «вкусной и здоровой пищи»...
Елену Борисовну Назимову, педагога начальной школы, проект городского центра профилактики «Разговор о правильном питании» заинтересовал своей актуальностью, безусловной важностью и привлекательными формами работы. Вот уже несколько лет она ведет данную тему в своем учебном заведении. Центр профилактики бесплатно предоставляет литературу, рассчитанную на детей разных возрастов: для каждого класса, вплоть до выпускных, своя программа. Елена Борисовна продолжает проект и в каникулы на базе летнего городского лагеря.
Факт
В некоторых школах при расчете стимулирующей надбавки учитывают состояние здоровья учеников: если в классе много болеющих, педагог получит меньше. Это в определенном смысле оправданно: врачи считают, что здоровье школьников на 30 процентов зависит от конкретных учителей и от общей позиции образовательной организации.
Екатеринбург