1.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция системного
недоразвития речи у учащихся с УО (интеллектуальные нарушения)» (логопедические
занятия) вариант 1, 9 класс ФАООП УО (далее – Программа) ― это логопедическая
программа, разработанная для обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 года № 1026.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;
Адаптированной основной общеобразовательной программой общего
образования
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) ГОУ РК «С(к)ШИ №7».
Программа разработана в целях конкретизации содержания ФАООП УО (ИН) с учѐтом
предметных и личностных связей, учебного процесса и возрастных особенностей
младших и старших школьников.
Программа по курсу ««Коррекция системного недоразвития речи у учащихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)» (логопедические занятия) вариант 1 разработана для
обучающихся 1-9 классов с лѐгкой степенью умственной отсталости.
Цель данного курса: формирование правильной устной и письменной речи, как
средства общей коррекции психического развития детей с нарушением интеллекта и как
средства эффективности обучения и социальной адаптации учащихся, а так же
формирование базовых учебных действий.
Задачи образовательные:
1.
Создать
условия
для
формирования
правильного
звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.
Создать
условия
(функциональную
базу)
для
успешного
формирования навыков письменной речи – чтения, письма.
З. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные
навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся и общей координации движений мелкой моторики.
5.
Формировать связную монологическую и диалогическую речь.
Коррекционно-развивающие задачи данного курса:
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
2. коррекция и развитие памяти;
3. коррекция и развитие внимания;
4. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
5. развитие пространственных представлений и ориентации;
6. развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического
мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
1. развитие умения сравнивать, анализировать;
2. развитие умения выделять сходство и различие понятий;
3. умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
4. умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
1. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
2. формирование умения преодолевать трудности;
3. воспитание самостоятельности принятия решения;
4. формирование адекватности чувств;
5. формирование устойчивой и адекватной самооценки;
6. формирование умения анализировать свою деятельность;
7. воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
1. развитие фонематического восприятия;
2. коррекция нарушений устной и письменной речи;
3. коррекция монологической речи;
4. коррекция диалогической речи;
5. развитие лексико-грамматических средств языка.
Формами организации занятий являются: фронтальная работа, индивидуальная и
подгрупповая работа.
Виды занятий:комбинированные занятия, логопедический праздник, игра –
драматизация, театрализованные игры, занятие - путешествие, интерактивные занятия,
сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра.
Формы и методы работы логопата и логопеда:
1. способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, показ, то есть приемы, в
которых
основная роль принадлежит логопеду. Задача ученика сводится к
восприятию,
2. к пониманию, запоминанию и воспроизведению полученной в ходе занятия
информации и преподаваемого материала;
3. способы учения: выполнение упражнений, самостоятельные и практические
работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, логопед
же контролирует усвоение знаний, помогает и направляет учащегося.
Общая характеристика учебного курса
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а
также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции
развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих
развитию ребенка.
Программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную
деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами,
а также другими нормативно-правовыми документами.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем
разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, дидактические игры, расширяются понятия.
Специфика логопедических занятий заключается в том, что параллельно с коррекцией
речевых нарушений ведется работа по развитию высших психических функций (ВПФ).
Этой специфике подчинена логика построения логопедической работы, его содержание,
приѐмы и методы обучения. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у
обучающихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения ФАООП УО.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и
конце учебного года.
Форма оценивания знаний – безоценочная.
Формы контроля: выполнение тестовых диагностических работ на начало и конец
учебного года выполнение диагностических работ в виде слухового диктанта с
грамматическим заданием на начало и конец учебного года .
Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня и с учетом
школьной нагрузки обучающихся.
При подготовке и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности
каждого учащегося.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения
у учащихся из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость
групп – 3 – 4 человека.
Программа построена в рамках трѐх блоков:
1
блок – «Фонетико-фонематическая сторона речи» - на этих
занятиях особое внимание уделяется формированию и развитию фонетико –
фонематических представлений, слухового внимания и восприятия. Коррекция
звукопроизношения, развитию мелкой моторики, общей моторики, просодических
компонентов речи (темп, ритм, сила, высота, интонационная выразительность речи).
Формирование языкового анализа и синтеза (звуко-буквенный и слоговой синтез и
анализ).
2
блок – «Лексико – грамматический строй речи» - проводится работа над
усвоением
лексико-грамматических категорий,
по
формированию навыков
словообразования и словоизменения, осуществляется работа по обогащению словаря
учащихся. Грамматическое оформление предложений.
3
блок – «Связная речь» - проводится работа по развитию навыков
связного высказывания (составление пересказов, рассказов всех видов).
Выделение этих блоков связано с особенностью структуры речевого дефекта у
учащихся с ОВЗ (системное недоразвитие речи).
Таким образом, логопедические занятия направлены на формирование и развитие у
детей с ОВЗ всех компонентов речевой деятельности.
Описание места учебного курса в учебном плане
Коррекционный
курс «Логопедические занятия» входит в коррекцио
Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение 1 года по три
академических часа в неделю:
9
класс – 102 часа в год.
Из них 72 часа отводится на проведение диагностики: в начале каждого учебного года
– 4 часа, в конце учебного года – 4 часа (8 часов в год).
Результаты освоения коррекционного курса в 9 класс
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий учащимися 9
класса направлены на получение следующих умений:
Личностные базовые учебные действия:
1)
испытывать чувство гордости за свою страну;
2)
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся;
3)
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи;
4)
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
5)
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
6)
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные базовые учебные действия:
1)
вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, игровых
и др.);
2)
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
3)
использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
4)
соблюдать речевой этикет при общении.
Регулятивные базовые учебные действия:
1)
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
2)
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
3)
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
4)
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
5)
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать
в соответствии с ней свою деятельность.
6)
планировать предстоящую деятельность и контролировать еѐ ход.
Познавательные базовые учебные действия:
1)
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
2)
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
3)
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
4)
применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Фонетико-фонематическая сторона речи:звукопроизношение приближено к норме
(возможно горловое произнесение звука (Р), межзубное произношение свистящих.
Владение навыками языкового анализа и синтеза. Чтение послоговое с переходом на
целые слова, темп чтения достаточный.
Лексико-грамматический строй речи: умение дифференцировать слова и
словосочетания, употребляемые в различных падежах; умение правильно изменять по
падежам существительные, прилагательные, местоимения (без определения падежей);
знание правила и умение писать слова с приставками на Ъ; умение находить в
предложениях и правильно писать глаголы совершенного и несовершенного
вида.Умение изменять глаголы по временам. Умение проводят разбор слов по составу (с
помощью логопеда), находить однокоренные слова в группе смежных слов.
Связная речь:умение пользоваться основными правилами общения, знание требований
к речи; знание признаков текста, умение определять тему и главную мысль текста;
умение определять части текста, составлять план, используя опорные слова; умение
правильно устанавливать связь предложений в тексте; умение самостоятельно
составлять текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение; умение писать
изложения и сочинения с различными видами опор; составление и написание
предложений с обращением, однородными членами, с союзами; знание и употребление
в речи однозначные и многозначные слова, понимание прямого и переносного значения
слов.
Достаточный уровень:
Фонетико-фонематическая сторона речи: сформированность речевых навыков
максимально приближена к норме. Владение навыками языкового анализа и синтеза.
Сформированность навыка чтения целыми словами.
Лексико-грамматический строй речи:сформированность речевых навыков максимально
приближены к норме. Письмо: списывание без ошибок, диктант с единичными
ошибками, связанными с психофизическими особенностями учащихся (нарушение
внимания, памяти, мыслительных операций, нарушение эмоционально-волевой сферы).
Связная речь: владение навыками составления рассказа, пересказа, написания
сочинения и изложений. Понимание скрытого смысла метафор, речевых оборотов.
Содержание коррекционного курса
2.
Коррекционный курс 9 класса соответствуют определѐнным этапам, учитывающим
программу соответствующего класса.
8-9 классы – VI (дополнительный) этап.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
1
тема / классы
Логопедическое
(диагностика уровня
количест
во часов
9
обследование 8
основной вид учебной
деятельности обучающихся
Тестовые задания, устный
опрос, практическая
2
3
4
5
развития речи, чтения, письма)
Фонетико- фонематическая сторона
речи
Лексикограмматический строй речи
Связная речь
Всего
20
37
37
102
работа
Артикуляционная
гимнастика,
речевое дыхание, темпоритмические
упражнения,
упражнения на развитие
фонематического
восприятия,
звукобуквенный анализ
Словоизменение,
словообразование (речевое
конструирование),
составление
рассказов, пересказов,
чтение, письмо
При отборе содержания обучения необходимо исходить из индивидуальных
особенностей и уровня развития каждого ребѐнка, поэтому, представляя себе картину
развития ребѐнка, логопед может выбрать из программы то содержание, которое
является актуальным для обучения конкретного ребѐнка (или подгруппы), и включить
выбранный материал в программу обучения.
VI этап (дополнительный) –9 класс
На данном этапе проходят обучение учащиеся с системным недоразвитием речи
средней и тяжѐлой степени. Для обучающихся, имеющих стойкие нарушения речевого
и познавательного развития, содержание программы обучения определяется
индивидуально с учетом содержания программы учебных и коррекционных курсов.
Планирование для таких обучающихся составляется с учѐтом индивидуальных
возможностей детей. Темы занятий выбираются логопедом самостоятельно, с учетом
потребностей учащегося и результатов итоговой логопедической диагностики.
Количество часов тематического плана определяется и корректируется в соответствии с
определенным для обучающегося содержанием образования.
Практическая работа №1: диагностическая работа на начало учебного года.
Практическая работа №2: диктант на начало учебного года.
Практическая работа №3: диагностическая работа на конец учебного года.
Практическая работа №4: диктант на конец учебного года.
3.
Описание материально – технического обеспечения коррекционноразвивающего процесса
Коррекционный курс не предполагает УМК, так как работа ведѐтся без использования
учебников.
Для проведения логопедических занятий необходимо иметь в логопедическом
кабинете следующие средства обучения:
1.
Печатные пособия:
Карточки с заданиями для индивидуальной работы; карточки – символы звуков;
предметные и сюжетные картинки, перфоконверты и перфокарты по темам
орфографии, разрезная азбука, слоговые таблицы, графические изображения, наборы
букв, дидактические игры на бумажной и карточной основе.
2.
Экранно – звуковые пособия:
Ноутбук, планшетные компьютеры, сенсорная доска с проектором, набор дисков с
развивающими и обучающими программами.
3.
Технические средства обучения:
Магнитофон, набор дисков с музыкой для проведения логоритмических упражнений и
релаксационных пауз, набор зондов (зондозаменителей), стерилизатор для обработки
зондов, влажные и сухие салфетки, шпатели одноразовые, часы (песочные, таймеры),
магнитная азбука, технические коммуникаторы, буквы, изготовленные из различного
материала, трафареты, шаблоны, шнуровки, массажные мячики, волчки, су-джок,
массажѐры, мозаики, сортировщики, рамки – вкладыши, счѐтные палочки, крупы, песок,
пальчиковые театры, игрушки, муляжи, предметы: посуды, одежды, гигиенические и
бытовые средства и др., природный материал, дидактические игры из пластмассы,
резины, дерева, конструкторы, игрушки для развития воздушной струи и проведения
дыхательной гимнастики (свистульки, султанчики, парашютики, перья, вертушки и пр.).
4.
Цифровые и электронные ресурсы:
www.logolife.ru – Логопедия для всех; www.Logopedy.ru - логопедический портал;
www.Logoped.ru – Я – логопед; Logopedia.by; www.logomag.ru; Уроки логопеда. Логопед
– класс.рф; Логопедический сайт «Говорушка»; Логопедический сайт «Болтунишка».
5.
Демонстрационные пособия:
Плакаты типа: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Животные леса», «Домашние
животные» и др., слоговые таблицы для чтения.
6.
Музыкальные инструменты (для шумового оркестра с целью развития
чувства ритма, понятий тихо - громко):
Барабаны, маракасы, бубен, дудочки, пианино детское.
7.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Башинская Т.В, Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребѐнка
в болтуна. – Мозарь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 122с.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах
вспомогательной школы. – М., 1992.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной к школе логогруппе. 1 – 4 периоды. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2007.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно – методическое пособие /
Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 172с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:
ВЛАДОС, 1999.
Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для
логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и
др. – СПб.: КАРО, 2006.
Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.:
ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004. – 368с.
Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у
детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. М.: ЛОГОМАГ, 2015. - с.90
Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:
Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей
дошкольного возраста / М.И. Лынская. — М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.
Мазанова Е.В. Альбом по коррекции дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза. Альбом по коррекции оптической дисграфии 1 – 2 часть.
Альбом по коррекции акустической дисграфии. – М.: «ГНОМ иД», 2006.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –
448с.
Чалдаева Л.А. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии. – М.: Юрайт, 2015. – 342 с.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
8.
Дополнительная литература для логопеда и обучающихся:
Божкова И. Г. Обучение в игре: конспекты коррекционноразвивающих занятий по развитию речи для детей 3-4 лет. Волгоград: изд. «Учитель»,
2008.
Дедюхина Г.В, Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения
с неговорящим ребѐнком. – М., 1997, 105с.
Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приѐмы коррекционной
логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М.: «ГНОМ иД», 2004. – 20с.
Овчинникова
Т.С.
Подвижные
игры,
физминутки
и
общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду.
Спб.: Издательство "КАРО", 2006.
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи:
конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.
– М.: ГНОМиД.