I. Пояснительная записка
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных
стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла –
научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников
эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи,
которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов
российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет
очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие
ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в
разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как
инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования
универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств
личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога
культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
II. Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику
познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном
мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной
жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно
выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой
(коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит
(пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения,
определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и
особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы,
пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые
актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые
ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных
пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы
для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном
способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют
примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 2- 4-й класс – 1 час в неделю,
34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 135 часов. Риторика даёт
широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных
мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет,
фотовыставок) и т.д.
Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать риторику в число
базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение ей во второй половине дня.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика»
рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление
и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и
их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды
обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так,
как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их
опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия,
чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения
установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в
динамично
развивающемся
мире»,
«развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»;
«готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических
средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно,
при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти
результаты для 2–4-го классов.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных
коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,
выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается
или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать
особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание
рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ
текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с
задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов,
оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские),
обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис,
убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы
информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный
конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную
составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения
коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной
школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в
соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной
ситуации.
VI. Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) –
что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один
(два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена
слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.
Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описаниезагадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый
отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение.
Неподготовленная
и
подготовленная
устная
речь.
Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы
услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к
непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений,
изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила
пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из
исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для
успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с
использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь
синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения
вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты
(научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного
стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как
разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях
своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Основные риторические умения:
Первый тип ( У-1). Умение анализировать и оценивать общение:
(1-2 классы)
корректность речевого поведения в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет»,
«Слушание», « Говорение» и т.д.;
уместность использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики,
телодвижений, интонации в устных высказываниях;
(3-4 классы)
эффективность и соответствие речевой ситуации;
правильность речи, её соответствие нормам литературного языка;
особенности типов текстов и речевых жанров.
Второй тип ( У-2). Умение общаться при решении риторических задач:
(1-2 классы)
ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;
использовать уместные словесные и несловесные средства общения;
(3-4 классы)
создавать тексты , речевые жанры в пределах, обозначенных в программе.
Риторические умения
Понятийные и инструментальные
знания
ОБЩЕНИЕ
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
Виды общения
У-1. Определять, в какой мере учтены Устное и письменное общение
особенности устной и письменной речи (чем различаются).
для
эффективности
общения
(в Словесное и несловесное общение.
изученных пределах).
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
У-2. Уместно использовать изученные
средства несловесного общения в
устных высказываниях.
Речевая деятельность
У-1. Слушать учителя, его объяснения. Слушание.
У-2. Быть хорошим слушателем.
Правила для слушающего.
У-1. Анализировать и оценивать Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп
устную речь с точки зрения таких ее устной речи. Правила для собеседников. (Не
свойств, как окраска голоса, громкость, говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и
темп, их соответствие ситуации т.д.)
общения.
Вывеска.
У-1. Анализировать речь говорящего с Скороговорка.
использованием изученных правил.
Чистоговорка.
У-2. Уместно, умело использовать
Считалка.
громкость, темп речи в устных Загадка.
высказываниях.
Чтение.
Ознакомительное
чтение
(мы
У-1. Произносить жанры малых форм, знакомимся с книгой, журналом, газетой).
учитывая их особенности.
Некоторые приемы ознакомительного чтения.
У-2. Сочинять считалки, загадки.
У-1. Определять, насколько уместен
избранный прием ознакомительного
чтения для данной ситуации.
У-2. Пользоваться подходящими
приемами ознакомительного чтения.
У-1. Анализировать шрифтовые
Письменная речь. Графическая
выделения (в том числе и цветом)
структура письменного текста:
в текстах учебников.
шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).
Речь правильная и хорошая (эффективная)
У-1. Замечать разные недочеты в речи Недочеты в речи.
говорящего.
Правильная и неправильная речь.
У-2. Исправлять замеченные ошибки.
Речевой этикет
У-1. Определять степень вежливого В чем состоит вежливость. Вежливая речь
поведения, оценивать его, учитывая (словесная вежливость).
ситуацию общения.
Способы выражения (этикетные формы)
У-1.
Оценивать
уместность приветствия, прощания, благодарности,
использования выбранного способа извинения.
выражения приветствия, прощания, Разговор по телефону.
благодарности, извинения с точки Нормы- что это такое. Зачем они нужны.
зрения ситуации общения.
У-2.
Вступать
в
контакт
и
поддерживать
его,
используя
соответствующие этикетные формы.
Этикетные речевые жанры
У-2. Использовать уместно различные Приветствие.
средства выражения вежливости в Прощание.
этикетных жанрах.
Благодарность.
У-1. Оценивать высказанную похвалу с Извинение.
точки зрения её правдивости и Похвала.
отобранных средств выражения.
Поздравления.
У-2. Поздравить с праздником и
ответить на устное поздравление.
У-2.
Вести
этикетный
диалог, Этикетные диалог, его особенности (на примере
пользуясь
этикетными
формами разговора по телефону).
вежливости.
ТЕКСТ
Речевые жанры
У-1. Отличать текст как тематическое и Что такое текст.
смысловое
единство
от
набора Тема и основная мысль текста.
предложений, записанных как текст.
Текст и заголовок текста.
У-1. Определять тему и основную Ключевые (опорные) слова.
мысль текста.
Красная строка и абзацные отступы
У-1. Определять по заголовку, о чем смысловые сигналы частей текста.
говорится в тексте; выделять в тексте Типы текстов.
ключевые (опорные) слова; определять Диалог и монолог.
по абзацным отступам смысловые Пересказ.
части текста. Определять тип текста.
Цитата в пересказах и её роль.
У-2. Выбирать заголовок из данных Аннотация.
вариантов и подбирать заголовок к
тексту; cоблюдать красную строку в
записях текстов.
У-1. Анализировать диалог и монолог с
точки зрения речевого поведения
коммуникантов.
У-1. Определять необходимость и
уместность использования цитаты в
пересказе.
У-2. Создавать выборочный
(подробный и сжаты) пересказ на
основе произведенной выборки частей
как
текста.
У-1. Определять в аннотации те части,
в которых сжато говорится об авторе,
событиях и героях книги.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности
учащихся
2 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
Дата
2а
Проверь себя.
(Повторение
изученного в 1-м
классе.)
Наука риторика.
Компоненты
речевой ситуации:
кто (адресант) –
кому (адресат) что
(содержание
высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.
Темп. Громкость.
(Повторение.)
То же слово, да не
так бы молвить
(тон речи).
Настроение,
чувства и тон
говорящего.
Мимика, жесты,
поза. Говорящий
взгляд.
Колич Основные виды учебной деятельности
ество
учащихся: (Н) – на необходимом
2б 2в
часов
уровне, (П) – на программном уровне
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Приводить примеры важности общения в
1
жизни людей (Н).
Разыгрывать этикетные диалоги
приветствия, прощания, благодарности,
извинения (П).
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
Давать определение риторики как науки,
3
которая учит успешному общению (Н).
Называть адресанта, адресата
высказывания (Н).
Характеризовать успешность
высказывания (с точки зрения
достижения задачи взаимодействия) (Н).
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных средств в
риторических заданиях (Н).
Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения (П).
КАК МЫ ГОВОРИМ
Называть несловесные средства общения
4
(Н).
Оценивать уместность использования
несловесных средств общения:
громкости, темпа тона, мимики, взгляда,
жестов, позы в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать
уместное
использование изученных несловесных
средств при решении риторических задач
(Н).
Мы слушаем – нас
слушают.
Сигнал принят,
слушаю!
Слушаем и
стараемся понять,
выделяем
непонятное.
Слушаем, как
говорят. Слушаем
на уроке, слушаем
целый день!
Вежливая просьба.
Скрытая просьба.
О чём нам говорит
шрифт.
Рисунки,
иллюстрации,
таблицы, схемы…
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
Объяснять важность слушания в разных
5
ситуациях общения (Н).
Называть словесные и несловесные
сигналы (средства), которые показывают
собеседнику, что его внимательно
слушают (Н).
Моделировать использование этих
средств в разных ситуациях общения (Н).
Выделять непонятное при слушании,
спрашивать о незнакомых словах,
выражениях(Н).
Демонстрировать использование
приёмов, помогающих понять звучащий
текст (Н).
Анализировать несловесные средства,
используемые говорящим (Н).
Оценивать себя как слушателя в учебной
и внеучебной деятельности (Н).
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Объяснять, какими правилами можно
2
пользоваться, чтобы просьбу выполнили
(П).
Называть речевые формулы вежливой
просьбы (П).
Характеризовать особенности скрытой
просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую
просьбу) в различных ситуациях
общения (П).
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
Объяснять роль шрифтовых выделений в
2
учебных текстах (Н).
Анализировать информацию,
представленную на рисунках, схемах и
т.д. (Н).
Приводить примеры удачных рисунков,
иллюстраций, схем, таблиц, помогающих
понять текст (из разных учебников для 2го класса) (Н).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
Тема, основная
мысль, заголовок.
(Повторение.)
Опорные слова.
Подробный
пересказ.
Краткий пересказ.
План.
Согласие или отказ.
Отказывай, не
обижая.
Ответы на отказ.
Типы текстов
Рассуждение.
Примеры в
рассуждении.
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Определять тему и основную мысль
3
текста (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Выделять опорные слова в тексте (Н).
Моделировать текст (устный ответ) по
записанным ранее опорным словам (Н).
ПЕРЕСКАЗ
Различать подробный и краткий пересказ
3
(П).
Пересказывать текст подробно (Н).
Реализовывать
краткий
пересказ,
пользуясь
правилами
сокращения
исходного текста (Н).
Объяснять, почему план можно сравнить
с кратким пересказом текста (Н).
Составлять план текста (сказки, рассказа)
по сюжетным картинкам (Н).
Составлять план текста для пересказа
(Н).
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Приводить примеры ситуаций, в которых
2
можно согласиться или отказать в
выполнении просьбы (Н).
Называть слова, которыми можно
выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные
средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать степень вежливости отказа
(П).
Моделировать этикетный диалог:
просьба–согласие–ответ на согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог:
просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
Различать повествование, описание,
1
рассуждение (П).
Объяснять, чем они отличаются (Н).
РАССУЖДЕНИЕ
Определять задачу рассуждения:
3
объяснить, доказать (П).
Называть части рассуждения (Н).
Ссылка на правило,
закон.
Точные и неточные
объяснения.
Вводить в рассуждение убеждающие
примеры (Н).
Вводить в рассуждение ссылку на
правило, закон (Н).
Моделировать текст рассуждения на
темы, связанные с учебной и внеучебной
деятельностью учеников (Н).
Различать точные и неточные
рассуждения (Н).
ОПИСАНИЕ
Определять тему, основную мысль
2
описания (Н).
Описывать хорошо знакомый предмет,
животное, подчиняя описание его
основной мысли (Н).
Определять в тексте его описательный
фрагмент (Н).
Сочинять загадку, в основе которой
лежит описание (Н).
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
Анализировать невыдуманный рассказ о
2
случае, который произошёл с
рассказчиком (Н).
Определять части рассказа, соответствие
его содержания и речевого оформления
речевой задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из своей
жизни (Н).
Описание,
признаки предмета.
Описание в
объявлении,
загадки-описания,
сочини
загадку.
Было или
придумано,
части рассказа.
Хочу вам
рассказать.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Реализовывать изученные типы текстов,
1
речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
Чему мы научились
на
уроках риторики?
3 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
Дата
3а
3б
Количес
Основные виды учебной деятельности
тво
учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) –
часов
на программном уровне
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Проверь себя. Что
мы помним о
речевой ситуации.
НАУКА РИТОРИКА
4
Рассказывать о науке риторике, её задачах,
значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях
Твои речевые роли.
(Повторение.)
С какой целью?
Зачем?
(Задачи общения.)
Неподготовленная
речь.
Подготовленная
речь.
Приёмы
подготовки.
Говорим подробно,
кратко.
Похвала
(комплимент).
Слушаем,
вдумываемся.
Слушаем поразному.
общения (П).
Приводить примеры успешного общения в
жизни людей и в литературных произведениях
(П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний
период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные
профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его
соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом
коммуникативной задачи (Н).
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
5
Различать подготовленную и неподготовленную
речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи
(Н).
Называть приёмы подготовки устного
высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование
приёмов подготовки, которые важны с точки
зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует
говорить подробно, а когда – кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
1
Оценивать похвалу с точки зрения её
правдивости и отобранных средств выражения
(П).
Выразить похвалу и ответить на неё в
соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
2
Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в
конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование
сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
Читаем учебные
тексты.
Учимся писать,
редактировать.
Как исправить
текст?
(Правка текста.)
Что такое
вежливость.
Добрые дела –
добрые слова.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
3
Анализировать роль различных выделений в
учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст,
определяя его тему, основную мысль, составляя
план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования
(вставка; замена слова, словосочетания и т.д.;
исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь
изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
2
Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень
вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в
разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым
делам (П).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
Проверь себя.
Тексты разные
нужны.
Диалог и монолог.
2
Пиши правильно!
Произноси
правильно!
Употребляй слова
правильно!
3
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и
письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения
их коммуникативных задач, сферы
употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения
речевого поведения коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Объяснять, как нарушение норм мешает
взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует
говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться
орфографическим, орфоэпическим и толковым
словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ.
Выбери нужное.
(Выборочный
пересказ.)
Цитата в пересказе.
Кратко о книге
(аннотация).
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю
кому? Чего? Как?
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8
Марта!
Рассуждение,
вывод в
рассуждении.
Правило и цитата в
доказательстве.
Сравни и скажи.
Правила сравнения.
Как строятся
сравнительные
тексты.
4
Определять способы сжатия текста при
сравнении с исходным: способ исключения
подробностей и способ обобщённого изложения
текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь
способом исключения подробностей и способом
обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал,
относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и
сжатый) пересказ на основе произведённой
выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность
использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых
сжато говорится об авторе, событиях, героях
книги (Н).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
2
Анализировать структуру поздравления –
устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его
соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и
письменной форме с праздником (с днём
рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное
поздравление (П).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
2
Анализировать
известные
структуры
рассуждений, в том числе рассуждение с
выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в
рассуждении (П).
Моделировать
рассуждения,
пользуясь
правилами и цитатами как доказательствами
(П).
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
3
Анализировать сравнительные описания, их
структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания
сходных предметов, понятий с учётом задачи
сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного
описания: последовательное или параллельное
сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание
разными способами
(П).
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
1
Реализовывать изученные типы текстов,
речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
Риторический
праздник.
4 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
Речевая ситуация.
Учитывай, с кем,
почему, для чего
…ты общаешься.
Дата
Количество
часов
2
Улыбнись улыбкою
своею (улыбка как
важное
несловесное
средство общения).
Особенности
говорения.
Речевые отрезки и
паузы.
2
Успокоить,
утешить словом.
Утешить – помочь,
утешить –
поддержать.
2
Какой я слушатель.
1
Я – читатель.
1
Типы текстов.
Яркие признаки
текста.
Абзацные отступы,
3
Основные виды учебной деятельности
учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) –
на программном уровне
ОБЩЕНИЕ
Называть компоненты речевой ситуации (П).
Объяснять, почему их нужно учитывать для того,
чтобы общение было успешным (П).
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи
и неудачи в общении (П).
Определять вид общения по его основной задаче:
сообщить, запросить информацию, обменяться
информацией; поддержать контакт и т.д. (П).
Объяснять значение улыбки как средства для
установления и поддержания контакта,
выражения доброжелательного и внимательного
отношения к собеседнику (П).
Демонстрировать уместное использование улыбки
в разных ситуациях общения (П).
Называть словесные и несловесные средства
устной речи (П).
Объяснять роль пауз, логических ударений (П).
Определять уместность употребления
несловесных средств при устном общении (П).
Демонстрировать уместное употребление
несловесных средств (П).
Называть этикетные формулы утешения (П).
Реализовывать этикетный жанр утешения в
зависимости от речевой ситуации (П).
Определять ситуации, необходимость и
возможности утешения не только словом, но и
делом (П).
Оценивать себя как слушателя (П).
Оценивать себя как читателя (П).
ТЕКСТ
Моделировать рассуждение, повествование,
описание на одну и ту же тему в зависимости от
предложенных начальных и конечных
предложений – абзацев (П).
завершающий
абзац.
Называть признаки текста (П).
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к
незавершённым текстам (П).
Запретпредостережение,
запрет – строгий и
мягкий.
Знаки вокруг нас,
дорожные знаки.
Знаки-символы и
знаки-копии.
Опорные
конспекты.
Составляем
опорный конспект.
1
Описание – деловое
и
художественное.
Вежливая оценка.
1
Скажи мне, почему;
аргументы
(рассуждение).
Во-первых, вовторых, в-третьих
…
Вступление и
заключение.
3
2
2
Словарная статья.
2
Рассказ.
Хочу рассказать.
2
Служба новостей,
что такое
информация.
Газетная
информация,
факты, события и
отношение к ним.
Информационные
жанры: хроника,
заметка.
Подпись под
4
Анализировать жанр запрета, его соответствие
речевой ситуации (П).
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в
зависимости от ситуации общения (П).
Объяснять значение известных школьникам
знаков, роль знаков в современной жизни (П).
Различать знаки-символы и знаки-копии (П).
Называть языковые знаки (П).
Составлять опорный конспект услышанного и
прочитанного в форме таблицы, схемы; с
использованием принятых и придуманных
символов, рисунков (Н).
Воспроизводить по опорному конспекту
услышанное и прочитанное (Н).
Различать описания разных стилей (П).
Реализовывать описания двух разных стилей (П).
Анализировать оценочное высказывание с точки
зрения его убедительности и вежливости (П).
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу,
характер и т.д. (П).
Выделять вступление, тезис, доказательства,
вывод, заключение (если все эти части есть) в
рассуждении (П).
Анализировать факты и вывод в рассуждении,
убедительность доказательств (П).
Реализовывать рассуждение с несколькими
доказательствами (П).
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Анализировать словарную статью (П).
Реализовывать словарную статью к новым словам
(Н).
Анализировать типичную структуру рассказа (П).
Рассказывать (устно и письменно) о памятных
событиях жизни (П).
Отделять информацию о самом событии и
отношение автора к событию (П).
Называть особенности содержания и речевого
оформления информационных жанров (П).
Анализировать информационные жанры, их
соответствие речевой задаче и жанровым
особенностям (П).
Реализовывать хронику, информационную
заметку в газету, подпись под фотографией в
зависимости от коммуникативной задачи,
адресата и т.д. (П).
фотографией.
Говорю, пишу,
читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и
слова вежливости.
Этикетные
диалоги, речевые
привычки.
4
ОБОБЩЕНИЕ
Приводить примеры связи используемых людьми
видов речевой деятельности (П).
Называть изученные речевые жанры (П).
Приводить примеры жанров и ситуаций, в
которых они используются (П).
Называть этикетные речевые жанры (П).
Разыгрывать этикетные диалоги по всем
изученным в 1–4-м классах жанрам (П).
Оценивать свои речевые привычки (П).
Формулировать правила эффективного общения
(П).
Объяснять
роль
вежливого,
тактичного
взаимодействия для решения коммуникативных
задач (П).
VIII. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская
риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под
руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Они
являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Методические пособия для:
« Детская риторика в рассказах и рисунках» Ладыженская Т.А., Ладыженская
Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. в двух частях 2024г. Издательство Просвещение.
Методические пособия. Авторы Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В.,
Никольская Р. И., Сорокина Г. И. Издательство Просвещение Линия УМК, 2024г