«Психологические аспекты информационной безопасности учащихся в интернет-пространстве»
30.10.2021
Социум коммуникативен по своей природе. Технологии вообще, и коммуникационные технологии в том числе, являются «продолжением» и «расширением» человеческих органов и психики. Среда Интернета – это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности.
Безопасность – фундаментальная человеческая потребность, согласно иерархии Маслоу. Это не то, чего хочется, это, без чего жить невозможно. Информационно-психологическая безопасность детей – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Информационно- психологическая безопасность – часть общей психологической безопасности образовательной среды.
Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы.
Относительно вектора свободы — зависимости украинская исследовательница М.Л. Смульсон, говоря об образовательной среде Интернета, указывает, что наиболее принципиальным психологическим ее свойством является потенциальность — создание возможностей, которыми личность может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
Соответственно, обусловленное применением информационных технологий психологическое развитие может пойти по позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя сами по себе компьютеры, информационные системы, и интернет не определяют направления развития субъекта и общества в целом.
В то же время к числу негативных маркеров можно смело отнести интернет – зависимость; компьютерную тревожность, доходящую до тяжелых стрессов; технократизацию мышления, хакерство, кибер-этику с засилием педофилии, порнографии, сексуальных домогательств, обмана.
Кроме того, окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Возникает вопрос: столько минусов и почему же вектор «свобода-зависимость» направляется в сторону зависимости?
Где здесь причины, а где симптом?
С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия.
Согласно проведенным исследованиям, подростки допускают возможность выполнения ими неэтичных или противозаконных действий в виртуальной среде, в частности, направленных на другого человека. При этом они никогда не допускают выполнения аналогичных действий в реальной жизни. Получается, что они неспособны перенести вполне известные им этические нормы в виртуальную среду. Такой взгляд объясняет значительную долю случаев неэтичного поведения в интернете. Такое поведение свидетельствует о неспособности предвидеть последствия своих действий, нести ответственность за неэтичные поступки. Непреднамеренные правонарушения могут оказаться также результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства, а часто – невежества.
Плюс несформировавшаяся система личностных ценностей, отсутствие регулирования доступа к средствам информационного воздействия, психологические особенности детского возраста, индивидуальные особенности ребенка, неразвитость информационной культуры школьников.
Получается, что система нравственных норм и ценностей становится оценочным регулятором жизни и деятельности учащегося и реализуется она в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком.
Следовательно, целесообразно формировать информационную безопасность, используя категории нравственных ценностей и норм, активизировать собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию.
То есть, ребенок должен уметь критически мыслить. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения. Последовательному формированию у школьников самостоятельного критического мышления, базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию и т.д.).
Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим фактором информационно-психологической безопасности является развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Это вполне возможно и реально:
во-первых, когнитивное развитие школьников является одной из задач современной психологической службы в школе.
во-вторых, развивать способности возможно силами педагогов и психологов, то есть, это посильная задача, которую можно реализовать в современной школе.
Ученые показали, что существует взаимосвязь между показателями образования, интеллекта и продолжительностью жизни.
«Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет».
«Смертность среди людей со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим».
«По достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих среднее образование»).
Но самым интересным является тот факт, что причиной увеличения продолжительности жизни является то, что когнитивные способности обеспечивают человеку лучшую безопасность. По мнению экономистов А. Льерас-Муней и Д. Катлера, связь продолжительности жизни с образованием вызвана побочными факторами: люди с высшим образованием меньше курят, употребляют спиртное, реже начинают принимать наркотики, следят за своим здоровьем, посещают врачей, заботятся о своем весе, занимаются в тренажерных залах и т.п.
Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно – психологическую безопасность в широком смысле этого слова. Поскольку, как отмечают современные исследователи, «основным объектом обеспечения является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними».
Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации.
Проанализировав рекомендации, которые даются педагогам, детям, родителям, можно разделить их на 2 части: поведенческие и когнитивные. Поведенческие – направлены на регуляции поведения человека в сети интернет. А когнитивные – на анализ поступающей информации, развитие восприятия, внимания и памяти. Большая часть рекомендаций для родителей – поведенческие:
«Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети.
Используется принцип социального научения, открытый А. Бандурой, основная суть которого: «делай как я», – учить на примере. Также встречаются другие обучающие рекомендации, как например, следующая:
«Научите детей правильному поведению в Интернете, этике общения: быть вежливыми, отзывчивыми, не сплетничать, не злословить, не клеветать, никому не угрожать, уважать друг друга, не оскорблять даже неизвестного человека. Деликатно высказывать свое мнение в социальной сети, т.к. оно может в реальной жизни обидеть других людей».
Очень много рекомендаций контролирующего типа, также относящегося к поведенческим. Это прямые запреты:
«Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;
Также это просто контроль поведения ребенка.
«Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.»
В других рекомендациях соединяются когнитивный и поведенческий подходы. Как правило, такие рекомендации предусматривают анализ поступающей из интернета информации и дополнительное сообщение ребенку не хватающих ему фактов.
Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;
– обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;
– интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;
– надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторятся;
– поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;
Сюда же можно отнесли чисто информационные рекомендации посвященные развитию у ребенка функции самоконтроля. В рекомендациях взрослые готовят детей к самостоятельному существованию в интернете:
– объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).
Чисто когнитивных рекомендаций только две: одна из них обращается к категории памяти, другая – мышления:
– напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;
– комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;
Рекомендации для школьников ориентированы более когнитивно, нежели поведенчески. Авторы описывают предосторожности, которые должен соблюдать школьник при работе в Интернете, чтобы защитить себя, своих родителей, семью от возможного ущерба и от опасностей сети Интернет. Большая часть рекомендаций носят информационный характер, школьника информируют о сети интернет, ее возможных опасностях и о том, как этих опасностей избежать.
Многие рекомендация носят социально ориентированный характер. Поскольку одной из жалоб на интернет является то, что он уводит детей из реальности, и в частности из семьи, важна противоположная тенденция: возвращать ребенка в семью. Для этого необходимо, чтобы информация, полученная через интернет, обсуждалась с родителями:
– если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу.
Чисто когнитивные рекомендация ориентированы на процессы памяти, внимания, мышления.
В следующей рекомендации педагог обращается к процессам памяти:
– никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;
А в следующей – к процессам мышления ребенка:
– помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);
И наконец, часть рекомендаций информационно-юридического плана и чисто психологических:
– не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;
– если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем;
Но в любом случае, мы видим из рекомендаций, что более развитые в когнитивном смысле школьники оказываются лучше защищены от угроз, поступающих из компьютерных сетей:
Во-первых, все эти рекомендации нужно до школьника донести. Это легче сделать для школьника, который любит читать, он может и сам их прочитает, в отличие от школьника, который старается избегать печатного текста.
Во-вторых, эти рекомендации нужно запомнить, естественно, что школьнику с хорошей памятью, это сделать проще, нежели ребенку с проблемами в запоминании.
В третьих, этими рекомендациями нужно пользоваться, т.е., применять их в разного рода сложных случаях, а для этого их нужно немного изменить в соответствии с реальной ситуаций, чтобы это сделать эффективно, школьник должен обладать хорошими процессами мышления.
Разумеется, информационно-психологическая безопасность – это не только когнитивные процессы. Не менее важна мотивация ребенка, его волевые характеристики, но в любом случае когнитивный фактор остается одним из важнейших в деле обеспечения информационно-психологической мотивации.
А теперь о самых важных причинах выбора нужного вектора.
Школьники часами готовы сидеть у компьютера, занимаясь не только образовательными задачами, они решают все свои проблемы он-лайн самостоятельно или с друзьями (реальными или виртуальными), ждут с замиранием сердца ответы на свои вопросы от чужих людей, раскрываются перед всем миром, ожидая помощи или поддержки. Почему? Да потому, что в реальности некому довериться, посоветоваться, получить все то, о чем я только что сказала. Там тебя принимают, готовы выслушать, а дома всем некогда, неинтересно, твои проблемы так малозначимы или даже смешны, да и тайну доверить страшно, кто знает как отреагируют близкие. Конечно, кружки дорогие, возить-водить некому и некогда, школа и учителя теряют свой статус, поэтому все меньше конструктивного взаимодействия между родителями и школой и много других причин. А может подростку просто не хочется всего этого. Потому что голова занята другим – найти ответы на вопросы:
– почему равнодушны, почему неинтересен, неужели так плох, что можно не любить?
– если они не любят, тогда кто сможет полюбить?
– интересно, они заметят, если я исчезну? А может всем станет лучше, ведь говорят, что со мной столько проблем?
– я хоть кому-то в этой жизни нужен? А если нет?
Так тоже бывает и достаточно часто. Поэтому ограждать детей от чего бы то ни было нужно, важно и говорить об этом необходимо, но прежде стоит набраться смелости родителям и задать ребенку вопрос: «Что я делаю не так, почему компьютеру ты доверяешь больше?». И вспомнить о том, что все мы рождаемся для любви и всю жизнь к ней стремимся. Потому что это тоже потребность.
Приложение.
Рекомендации для родителей:
Родителям и другим членам семьи надо показывать пример детям, как пользоваться Интернетом. Определить с детьми семейные правила использования Интернета (указать сайты, которые можно просматривать без ограничения, время подключения к Интернету, разъяснить инструкции по безопасному общению в социальных сетях), проявляя настойчивость, но при этом показывать позитивное, созидательное отношение к компьютеру, к Интернету;
Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети;
Используйте функцию «блокировка всплывающих окон» (она встроена в браузер Internet Explorer) для защиты детей от всплывающих окон с оскорбительным содержанием, также функцию « родительский контроль» Windows 7 и «семейной безопасность» Windows Live;
«Научите детей правильному поведению в Интернете, этике общения: быть вежливыми, отзывчивыми, не сплетничать, не злословить, не клеветать, никому не угрожать, уважать друг друга, не оскорблять даже неизвестного человека. Деликатно высказывать свое мнение в социальной сети, т.к. оно может в реальной жизни обидеть других людей».
Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;
Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.
Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;
– обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;
– интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;
Надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторятся;
поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;
Расскажите детям, что нельзя отправлять незнакомым людям свой адрес, телефон – это может быть злоумышленник. Под видом подростка представиться может взрослый человек с корыстными, не добрыми намерениями; объясните, что обмениваясь текстами, изображениями, рисунками с веб-сайтов, можно нарушить авторские права;
Не надо оставлять в публичном доступе, ни на каких форумах, сайтах сообществ, свой адрес электронной почты – это добыча для спамеров, почта может заполниться рекламой и мусорными письмами;
Объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).
Напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;
Комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;
Рекомендации для школьников
В социальных сетях указывай нейтральное имя, не выдающее сведения о тебе, о твоей школе, о местах, которые ты планируешь посетить или часто посещаешь, и т.п.;
– не отправляй смс со своего номера телефона на незнакомый номер в Интернете;
– для защиты от спама и нежелательных сообщений используй фильтр электронной почты;
– если пришло сообщение с незнакомого адреса, не открывай его и не загружай файлы, вложенные в него;
В социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
– при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
– помни про «сетевой этикет», если напишешь всё сообщение заглавными буквами, то собеседник подумает, что ты на него кричишь;
Будь вежлив с собеседниками в Интернете, не груби. Ни при каких обстоятельствах не пугай, не угрожай, не размещай агрессивный, провокационный материал. Будь дружелюбным;
– не занимайся распространением провокационных, агрессивно-настроенных материалов и сообщений по чьей-либо просьбе, не вступай в секты, незнакомые сообщества;
– в социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
– при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
Если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу;
Немедленно сообщи родителям и не соглашайсяналичную встречу, если кто-то из новых знакомых в Интернете предлагает тебе встретиться, или хочет получить подробную информацию о твоем имени, росте, весе, о семье, спрашивает домашний адрес, задает вопросы с сексуальными намеками – сразу прекрати контакт;
6, Надо быть осторожным, если новый знакомый пытается настроить тебя против твоей семьи и предлагает стать для тебя лучшим другом, посылает подарки, и в то же время критикует твоих родителей, распоряжается твоим временем;
Не загружай программы, музыку, файлы не посоветовавшись со взрослыми – они могут быть заражены вирусами и причинят вред компьютеру;
Никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;
– пароль надо придумать такой, о котором другие люди не догадаются. Пароль – это главный секрет;
– не записывай пароли на листках бумаги в открытом доступе, не отправляй их по электронной почте;
– помни, что всё, что ты разместишь в Интернете нельзя будет потом удалить или исправить.
Помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);
не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;
если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем.
Просмотров всего: , сегодня: